Делаем бизнес вместе.

В этом блоге все самое полезное для организации своего дела онлайн и офлайн.

Советы по ведению бизнеса, полезные ссылки и важная информация, теоретические основы, практические моменты и готовые бизнес-решения.

Все от создания бизнеса с нуля, рекламы и seo-оптимизации, до подсчета и получения заработанных денег.

23 сентября 2010 г.

Рубль за копейку

У руководителей компаний есть хорошая возможность с небольшими финансовыми затратами повысить лояльность своих сотрудников и эффективность их труда. Для этого нужно лишь грамотно организовать рабочие места. Однако подобный метод используют пока далеко не все бизнесмены.

Полгода назад из дизайнерского агентства ушла сразу половина сотрудников. На вопрос "Почему?" все 14 человек ответили, что больше не могут по 8-10 часов в день сидеть на табуретках. Дело в том, что учредители агентства стилизовали свой офис под русскую бревенчатую избу и решили, что деревянные табуретки — ее необходимый атрибут. В итоге табуретки в компании остались, а сотрудники — нет.



Если спросить любого специалиста по HR о том, как повысить лояльность сотрудников, все назовут, во-первых, финансовую мотивацию, во-вторых, командный дух в коллективе. Но в формуле лояльности есть не менее действенная составляющая. На своем рабочем месте люди проводят, по сути, не меньше времени, чем дома, и поэтому даже в офисе должны чувствовать себя комфортно.
Евгений Петров, коммерческий директор производителя офисной мебели "Стробос", оценивает вклад комфорта на рабочем месте в укрепление лояльности сотрудников минимум в 15-20%. "Более того, многие люди, когда приходят на собеседование к потенциальному работодателю, осознанно или нет, но осматривают офис. И делают для себя соответствующие выводы",— уверяет Петров.

"Любые методы повышения лояльности работают только тогда, когда они понятны человеку и находятся в системе его ценностей,— объясняет Борис Шахт, генеральный директор компании Orgspace Consulting, специализирующейся на создании эффективных офисов.—Сотрудники всегда по достоинству оценят меры руководства по улучшению эргономики их рабочих мест, если будут понимать, как это влияет на их здоровье. Впоследствии сотрудник задумается, прежде чем уйти в компанию, возможно, с большей зарплатой, но "вредным" для него офисом".

Цена здоровья
"Если спросить у человека, что такое, по его мнению, эргономичная столешница, то он наверняка скажет, что прямоугольная — это плохо, а фигурная —хорошо",— говорит Борис Шахт. На самом деле эргономичной является такая столешница, чья форма позволяет сидящему в правильной позе человеку комфортно положить локти на стол и тем самым разгрузить мышцы шейно-плечевого пояса. Но если правильный ответ на вопрос, который задает Шахт, знают немногие люди, то любой человек сам для себя всегда может точно определить, комфортно ему или нет.
Если человек испытывает физический дискомфорт, находясь на своем рабочем месте, он будет стараться быстрее уйти из офиса или чаще ходить пить кофе, чтобы сменить надоевшую обстановку",— уверяет Борис Шахт.
Кроме того, поза человека во время работы напрямую влияет на его состояние здоровья. Как рассказал корреспонденту СФ программист "Лаборатории Касперского", он проводит за компьютером не менее 8-9 часов в день, и ему хочется, чтобы это наносило минимальный вред его здоровью. Руководителей одной из крупнейших ИТ-компаний, видимо, этот вопрос тоже заботит, поскольку, по словам Петрова, "Лаборатория Касперского" является давним клиентом "Стробоса".
Определить, проводите ли вы рабочее время в правильном эргономичном кресле, легко. Достаточно сесть в кресло и пять-семь раз покачаться вперед-назад. Если после ваших телодвижений рубашка вытянется из брюк или футболка начнет комкаться на пояснице, это знак, что нужно менять кресло. По объяснениям специалистов, когда вы покачиваетесь на кресле, не должны пережиматься мышцы нижней стороны бедра.
Чтобы из-за неправильной позы человек не заработал себе через пять-семь лет сколиоз или другое заболевание позвоночника, рабочее место должно полностью настраиваться под физические параметры сотрудника — рост, вес, особенности фигуры. Например, конфигурация стула должна позволять правильно сидеть не только стройным, но и полным людям.
Во многих компаниях Европы и США менеджмент тщательно следит за правильной организацией рабочих мест своих сотрудников, и любая уважающая себя фирма имеет в штате профессионального эргономиста. Сотрудники, заключая контракт с работодателем, часто в своем договоре прописывают конкретную марку и модель кресла, на котором хотят работать. В России в принципе не существует факультетов, выпускающих дипломированных специалистов по эргономике.

Впрочем, у нашего собеседника из "Лаборатории Касперского" нет никаких претензий к своим столу и креслу.

Строгая иерархия
Не менее важно, чтобы рабочее место сотрудника было правильно организовано. С одной стороны, стол не должен превращаться в ярмарку хлама, а с другой — на нем и в непосредственной близости от него должно находиться все необходимое для работы.
В лексиконе эргономистов есть такое понятие, как "время на доступ". Если все документы, папки, диски и даже канцелярские принадлежности находятся в специально отведенных для них местах, то сотрудник всегда знает, где и что у него лежит, и может быстро найти необходимое. В идеале поиск должен занимать не более 15 секунд. У Orgspace Consulting, к примеру, есть решение "Достать в одно движение": чтобы взять необходимый документ, сотруднику, сидя в кресле, достаточно протянуть руку к навесному шкафчику или к тумбе под столом. Это спасает человека от потери времени и нервных клеток.
Кроме того, работнику нужно обеспечить приватность. Когда человек видит источник шума, он непременно на него реагирует. Например, если в поле зрения сотрудника, сидящего на своем рабочем месте, находится открытая дверь, то каждый проходящий по коридору коллега будет для него раздражителем.

Человеческий мозг обрабатывает абсолютно всю информацию, поступающую извне. Согласно исследованиям ученых, погружение в любой процесс занимает у человека минимум 10-15 минут. Исходя из этой статистики, если сотрудник отвлекается хотя бы раз в 30 минут, то из восьмичасового рабочего дня примерно половина уходит только на концентрацию. Уберечь внимание работников от визуальных помех могут, например, перегородки вдоль стола. Главное, чтобы они были непрозрачными и выше уровня глаз.
То, как человек ощущает себя в процессе работы, напрямую влияет на его эффективность: когда комфортно, исполнять свои обязанности удается быстрее и легче.

В плену стереотипов
Пару лет назад руководители одной крупной компании-дистрибутора в течение нескольких месяцев не могли решить проблему: в call-центре, сотрудники которого обзванивали потенциальных клиентов, во второй половине дня стабильно сокращалось число исходящих звонков. Административные меры руководства фирмы (назначение сотрудников-супервайзеров, установка камер и пр.) не помогали исправить ситуацию. Оказалось, что причина послеобеденной пассивности сотрудников — в высоком уровне стресса. Они работали за столами длиной не более 80 см, расположенными вплотную. Это нарушало границы их личного пространства, поэтому сотрудники быстро утомлялись и утрачивали работоспособность.

Грамотное обустройство одного рабочего места, по оценке Евгения Петрова, сопоставимо с месячной зарплатой специалиста среднего уровня. Почти треть затрат приходится на покупку кресла — от 400 евро. "Деньги небольшие, но этим вложением компания убивает двух зайцев сразу: завоевывает расположение сотрудников и повышает их производительность, что в свою очередь положительно сказывается на общей деятельности компании",— уверяет Борис Шахт.

Однако, несмотря на очевидную выгоду вложений в организацию удобного для сотрудников офиса, львиная доля российских бизнесменов по-прежнему расценивает обустройство рабочего места как статью расходов, нежели как окупаемые инвестиции.

Маленькие радости

Компьютер и телефон, документы и блокноты — все это ежедневно использует любой офисный сотрудник. Быстрый доступ к необходимым рабочим мелочам могут обеспечить офисные аксессуары.

Аксессуары на рабочем месте позволяют сотрудникам решать сразу несколько задач. С одной стороны, с их помощью можно высвободить функциональное пространство стола, разложить все необходимые документы и вещи в максимально удобном для себя порядке. С другой стороны, аксессуары могут выполнять чисто декоративную функцию. Наконец, они помогают наполнить свое рабочее место эмоциями.



К себе поближе
Специалисты рынка офисной мебели выделяют четыре группы аксессуаров, каждая из которых удовлетворяет различные потребности сотрудников. Первая, функциональная, группа предназначена для хранения документов и вещей. Это подвесные полки, тумбы, лотки для папок, органайзеры для канцелярских принадлежностей, подставки для дисков или мобильного телефона. Такая группа аксессуаров позволяет поместить большое число вещей прямо перед глазами человека.

Важно, чтобы сотрудник мог сам менять расположение аксессуаров на своем рабочем месте, исходя как из собственного ощущения комфорта (например, левша или правша), так и из рабочих процессов: вещи, часто необходимые в работе, поместить поближе к себе, а те, что требуются редко, аккуратно сложить в дальний ящик.

Существует отдельная группа аксессуаров, которые помогают визуализировать важную информацию. Многие сотрудники пишут себе напоминалки на стикеры. Но есть и другие решения. Например, большие "подушки", к которым иголками можно прикреплять листы любого формата. Чаще всего такие аксессуары находятся напротив глаз работника.

Не запутаться в связях
Чтобы сотрудник в процессе работы не задевал и не путался в проводах от собственного компьютера или другой техники, создана специальная группа аксессуаров — кабель-менеджмент. Современные инструменты кабель-менеджмента (например, сдвижные столешницы или переворачивающиеся на 180% кабель-каналы) позволяют быстро присоединять и разъединять все электрические и коммуникационные подключения на рабочем месте.

Более того, продуманный кабель-менеджмент позволяет экономить время, когда нужно подключить мобильную технику, и может служить элементом дизайна. Кроме того, как утверждают специалисты, кабель-менеджмент уменьшает себестоимость технического обслуживания.

Чтобы сотруднику нравилось его рабочее место, необходим не только физический, но и эмоциональный комфорт. С помощью аксессуаров "для души" сотрудник может настроить свое рабочее пространство под личные интересы. Например, повесить фотографию любимой собаки или баскетбольное кольцо. Если позволяет место, можно прикрепить крючок для верхней одежды. Возможность срежиссировать свое рабочее место помогает сотруднику эмоционально отдыхать, даже находясь в офисе.
Комментарий эксперта
Борис Шахт, генеральный директор компании Orgspace Consulting

Как использовать не только площадь, но и объем офисного помещения? Как заставить сотрудников работать лучше независимо от их осознанного желания? Как повысить их лояльность, не повышая зарплаты? Как ни странно, но всего этого можно добиться с помощью аксессуаров, размещаемых над рабочим столом, на так называемом третьем уровне.

С помощью аксессуаров все нужные документы и предметы помещаются на расстоянии движения руки в поле зрения сотрудника. Папки и документы — на полках и лотках, канцелярия — в специальных стаканах, информация, которая должна быть всегда перед глазами,— на магнитных досках или специальных подушках для визуализации. И все это легко крепится на перегородках в удобных для сотрудника местах. В итоге хороший обзор и быстрый доступ ко всему, что нужно для работы.

С помощью аксессуаров можно также персонифицировать рабочее место. Превратить его из безликого места офисного клерка в по-настоящему личное пространство конкретного человека, отражающее его характер, настроение, увлечения. Аксессуары позволяют человеку не только настроить пространство рабочего места в соответствии с личными предпочтениями, но и, например, разместить вокруг себя фотографии дорогих людей или предметы хобби. Такое рабочее место будет защищать своего хозяина от стрессов, поддерживать его эмоционально. А сотрудник будет любить свое рабочее место и, с большой вероятностью, свою работу.

Таким образом небольшие инвестиции в недорогие аксессуары сэкономят площадь офиса и повысят производительность и лояльность сотрудников. Другими словами, многократно окупятся. Глупо этого не сделать.


Текст: Полина Русяева
Журнал «Секрет Фирмы» № 9 (301) от 13.09.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий